Важно знать, как дальнобойщики помогают при обгоне в России в 2020 году, и какие действия нужно предпринять водителю для того, чтобы правильно совершить обгон, избежав административного наказания.
Дорогие читатели! Статья рассказывает о типовых способах решения юридических вопросов, но каждый случай индивидуален. Если вы хотите узнать, как решить именно Вашу проблему - обращайтесь к консультанту:
Во время вождения транспортного средства водитель не имеет возможности связаться с другими автомобилистами.
Если впереди едет большая фура, очень сложно узнать, какие действия планирует предпринять ее водитель. Были придуманы различные знаки для передачи информации.
Так, автовладельцы на дороге могут указывать на приближение к посту ДПС, благодарить друг-друга или же предупреждать о намерении совершить обгон. Наиболее часто такие сигналы используются водителями фур с большими грузами.
Главные аспекты
Принимая во внимание сигналы дальнобойщиков, водитель легкового автомобиля может выстроить схему совершения такого маневра, как обгон – зачастую водители «моргают» левым поворотником, или дают другие знаки.
Необходимо помнить о том, что обгон в большинстве случаев является запрещенным маневром, и совершать его нужно очень осторожно, убедившись, что поблизости не стоят дорожные знаки «Обгон запрещен» и нет никаких видимых препятствий.
Категорически запрещено пытаться обогнать фуру вблизи моста или эстакады, а также неподалеку от ЖД переезда.
Основные понятия
Выезжая на дорогу, водитель должен знать следующее:
Мигая левым поворотником | Дальнобойщики предупреждают других водителей об опасности при совершении обгона |
Сигнал правового поворотника | Означает, что путь свободен, никакой опасности для обгона не имеется |
Обгон – это маневр, предпринимаемый водителем с целью опережения движущегося впереди тихоходного или крупногабаритного ТС.
При обгоне приходится выезжать на встречную полосу, из-за чего маневр считается опасным. Его не следует совершать, если водитель заметил запрещающий знак.

Фото: дорожный знак 3.20 Обгон запрещен
В чем он заключается
Водитель, имеющий небольшой стаж, зачастую не понимает сигналов, которые дают водители фуры, например, когда они моргают аварийкой или фарами, включают световые огни в определенном порядке.
Помощь дальнобойщиков заключается в том, что они дают сигналы, предупреждающие едущих позади водителей о той или иной опасности.
Данные сигналы не регламентированы нормами ПДД, поэтому давать их водители не обязаны. По собственному желанию, водитель фуры, используя аварийку и поворотники может дать водителю знак, когда можно или нельзя обгонять фуру.
Так, сигнал левого поворотника «говорит» о том, что в данный момент обгонять машину не рекомендуется.
Водителям следует присматриваться к таким знакам, поскольку из-за крупных габаритов фуры оценить обстановку самостоятельно может быть весьма трудно, а иногда – невозможно.
Однако, несмотря на сигналы, водитель все же должен оценивать ситуацию самостоятельно, не полагаясь ни на кого, поскольку в случае аварии вся вина ляжет именно на него.
Действующая нормативная база
Нормативные акты, которые должны учитываться российскими водителями:
- Постановление Правительства Российской Федерации № 1090 – ПДД. Дополнительный документ – Положения по допуску ТС к эксплуатации.
- ФЗ № 195 – КоАП РФ. В нормативном акте указаны нормы для наказания водителей, нарушивших Правила Дорожного движения.
- ФЗ № 63 – Уголовный кодекс РФ. В случае, если в результате обгона был причинен вред здоровью и жизни граждан, то наступает уголовная ответственность для водителя.
Знание российского законодательства позволит водителям соблюдать действующие нормы и гораздо реже попадать в сложные ситуации на дороге.
Как дальнобойщики помогают при обгоне транспортного средства
Водители фур помогают избежать столкновения при обгоне, подавая различные сигналы другим автовладельцам.
Проблема заключается в том, что разные водители по-своему трактуют эти знаки, поскольку единая система не была введена. Особенно большая опасность возникает при поездке в другие регионы.
Так, чтобы избежать столкновения, нужно заранее выяснить, как дальнобойщики обозначают сигнал «нельзя обгонять, встречка», или «можно обгонять».
Человек за рулем крупногабаритной фуры может показать поворотниками, является ли встречная полоса свободной, и можно ли совершать обгон.
С точки зрения законодательства, обгон – запрещенный маневр. Не рекомендуется совершать его в условиях плохой видимости, недостаточного обзора или вблизи мостов, ЖД путей.
Какие условные сигналы были изобретены для водителей грузовиков на трассе
Список сигналов, используемых водителями, был существенно расширен. Теперь, кроме предупреждения о приближении к посту ГИБДД можно получить сигнал о проблемах с автомобилем, незаметных самому водителю, или же об обгоне.
Наиболее распространенные сигналы, используемые водителями – дальнобойщиками:
Включение левого поворотника | Впереди встречное движение, обгонять нельзя |
Включение правого поворотника | Можно совершать обгон |
Моргание дальним цветом | Предупреждение водителя о намерении перестроиться в другой ряд (на прежнюю полосу) |
Несмотря на сигналы, перед тем, как совершить маневр, следует самостоятельно убедиться в отсутствии опасности.
Все разрешенные и запрещенные действия прописаны в ПДД, которые необходимо изучить, перед тем, как начать управлять автомобилем.
Зачастую даже опытные водители могут быть введены в заблуждение подаваемыми сигналами, поэтому не следует сразу же выполнять какие-либо действия — обгон или остановку ТС.
Общепринятые
Среди водителей действует несколько общепринятых сигналов, которые известны каждому, кто имеет хотя бы небольшой стаж вождения. Так, короткий сигнал дальним цветом означает, что можно проехать вперед.
Однако, этот же сигнал может использоваться автомобилистом в качестве просьбы пропустить машину. Чтобы не возникло недоразумений, подавая такой сигнал, нужно жестом указать направление проезда.
В ночное время суток сигнал дальним цветом означает, что фары слепят водителя другой машины. В таком случае нужно включить передний цвет.
Включенная аварийка означает, что машина сломалась. Ее нужно зажигать каждый раз, когда происходят неполадки.

Какова зона действия знака Обгон запрещен, читайте здесь.
Это необходимо не только из соображений безопасности, но и из вежливости по отношению к другим водителям.
Если автомобиль, который только что обогнал машину, включил правый поворотник, нужно как можно быстрее остановиться.
Такой сигнал может означать опасность по пути движения, которая пока еще не была замечена.
Световые
Зачастую водители используют световые сигналы для того, чтобы предупредить других участников дорожного движения о приближении к постам ДПС.
В России, водитель, мигающий «в спину» дальним цветом, изъявляет просьбу о том, чтобы его пропустили.
Также следует учесть:
Настойчивое мигание дальним цветом | Может означать, что следует перестроиться в правый ряд |
Включение фурой левого поворотника | Означает, что совершать обгон в данный момент нельзя |
Включение правого поворота и съезд фуры к обочине | Означает, что водитель другой машины пропускает и дает возможность совершить объезд |
Мигание дальним цветом | Сигнал о проводящихся на трассе ремонтных работ или произошедшем ДТП. Увидев такой сигнал, необходимо снизить скорость и ехать более внимательно |
Двойное мигание | Означает, что впереди расположились сотрудники ГИБДД или дорожной полиции |
Многократное мигание дальнего цвета | Означает просьбу о том, чтобы водить пропустил машину |
Если же световые приборы автомобиля неисправны | Предупредить водителя об этом можно, включив фары дальнего цвета на долгое время |
Поблагодарить дальнобойщика за сигнал можно, моргнув 2-3 раза аварийкой. Следует помнить о том, что не нужно подавать сигналы, если они могут быть неправильно трактованы другим водителем, поскольку такое действие может привести к дорожно-транспортному происшествию.
Видео: как дальнобои помогают на трассе
Звуковые
В зависимости от того, какая ситуация сложилась на дороге, короткий гудок можно услышать в знак приветствия или благодарности.
Однако длинный гудок – это почти всегда предупреждение о возникшей на трассе опасности, или выражение водителя недовольством действиями другого участника дорожного движения.
Распространенные звуковые сигналы:
Длинный гудок одновременно с морганием фарами дальнего цвета | Может означать опасность — увидев такой сигнал, рекомендуется сразу же остановиться |
Длительный звуковой сигнал и дальний цвет в спину машины | Зачастую является грубым сигналом, и его следует избегать |
Согласно правилам ПДД, злоупотреблять звуковыми сигналами не следует | Целесообразно их использовать в том случае, если нужно действительно предупредить другого водителя об опасности и предотвратить аварию |
Короткие звуковые сигналы | Являются условными, и означают одобрение |
Сочетание светового и звукового сигнала в разных вариациях | Является просьбой — услышав его, следует пропустить следующий позади автомобиль |
Звуковые сигналы являются более действенными – они сразу будут замечены водителями, но использовать их часто не рекомендуется, чтобы не отвлекать водителей от управления машиной.

Как выглядит дорожный знак Обгон запрещен, читайте здесь.
Про обгон на регулируемом перекрестке, смотрите здесь.
Всегда важно самостоятельно давать оценку происходящего и оценивать ситуацию. Услышав сигнал, предупреждающий об опасности или дающий разрешение на совершение обгона фуры, нужно самостоятельно принять решение.
Согласно российскому законодательству, за противоправные действия на дороге отвечает тот водитель, который их совершил.
И при этом не имеет значения, действовал ли он по чьему- то сигналу, или по собственной инициативе.