Использование автомобиля должно быть безопасным для других участников движения, в нем должны быть исправными все узлы и системы.
Дорогие читатели! Статья рассказывает о типовых способах решения юридических вопросов, но каждый случай индивидуален. Если вы хотите узнать, как решить именно Вашу проблему - обращайтесь к консультанту:
Поэтому незаконное переоборудование автомобиля запрещено в России и это строго контролируется, поскольку оно часто меняет характеристики машины и ее поведение на дороге.
Именно поэтому в России существует ответственность за использование ксенона в 2020 году, если он был установлен на автомобиль, изначально не предназначенный для этого.
Общие моменты
Ксеноновые фары обладают лучшими показателями освещения, чем галогенные или прочие типы, давая направленный пучок света, который имеет вполне четкие границы.
Поэтому такие лампы устанавливают в автомобили, даже не предназначенные для этого, желая улучшить показатели освещения.
Сотрудники ГИБДД научились определять ксеноновый свет даже на вид, и если у водителя нет разрешения на такое переоборудование, то ему будет выписан штраф, или он может даже лишиться прав за подобное нововведение, не согласованное с ответственными структурами.
Первоначальные данные
Прямого запрета в законодательстве на ксеноновые фары нет, но при этом существует норма, которая говорит о том, что в случае установки красных фар или световых приборов, которые не соответствуют выбранному режиму работы и цвету, водитель может получить штраф или лишение прав, ведь эксплуатацию автомобиля с фарами, которые не предназначены производителем, правила запрещают.
По ГОСТу должны быть и отрегулированы фары, чтобы они не слепили встречных и впереди едущих водителей.
И если лишение прав прописано в законодательстве, то штрафа за это просто нет, но при этом инспектор иногда применяет такие меры наказания, несмотря на их отсутствие.
При этом сотрудник ГИБДД может придраться как к основным фарам, так и к противотуманным, поскольку неправильная установка в обеих этих источникам освещения может привести к лишению прав, если элементы освещения работают неправильно и вредят другим участникам движения.
Его разновидности
В основном ксеноновые лампы разделяются по цветовой температуре и в зависимости от нее могут иметь разные цветовые окрасы.
Таким образом, выделяют следующие типы:
3200-3500 К | Желтый свет, как в галогенных лампах, но при этом более интенсивный, именно его рекомендуют использовать в противотуманных фарах |
4000-5000 К | Рекомендуется для установки в качестве штатного света, поскольку наименее деформирует восприятие окружающих объектов и при этом обеспечивает хорошую видимость |
5000-6000 К | Белый свет, искажающий цветовосприятие окружающих объектов |
6000-12000 К | Чем больше значение, тем больше искажений цветов производит свет, а оттенок меняется от голубоватого к фиолетовому |
Поэтому в штатные фары, предназначенные для ксенона, вставляют лампы с температурой около 4300 К, которые позволяют освещать максимум пространства без неудобств для других водителей, а вот температуру около 3500 К выбирают для противотуманных фар, поскольку она хорошо пробивает туман и другие погодные проблемы.
Какими нормативными актами регулируется
Наказание за использование ксенона, который не предусмотрен в автомобиле конструктивно, прописано в Кодексе об административных правонарушениях Российской Федерации.
Этому посвящена часть 3 статьи 12.5 документа, в которой прописывается наказание за данное нарушение, а также его нюансы.
Таким образом, выбирая наказание за установку ксеноновых ламп в непредназначенные для этого фары, а также использование неотрегулированного освещения, инспектор будет опираться как раз на эти нормативы.
Кроме того, если фары слепят водителей, это может быть основанием для рассмотрения ситуации по нормам статьи “Опасное вождение”, ее планируют добавить в КоАП РФ в ближайшее время.
Пока неизвестно, будет ли неправильная регулировка фар считаться опасным или агрессивным вождением, но статью 12.38 в правительстве уже готовят к окончательному утверждению.
Ответственность за установку ксенона
За неправомерную установку ксенона полагается хорошее наказание, поскольку такая мера не только ограничивает видимость водителя и его внимательность, но при этом и мешает другим водителям, ослепляя их, если свет направлен выше необходимого уровня.
Таким образом на дороге создается аварийная ситуация, а водитель при этом является нарушителем, ведь по его вине может произойти серьезная авария.
Именно эти причины и являются основными для назначения наказания за установку ксенона, проведенную в обход всех регламентов и технических правил.
Почему данный газ запрещен в России
Ксенон не запрещен в России полностью, только элементы, которые были установлены в непредназначенные для этого фары, могут считаться незаконными, поскольку несут угрозу для других участников дорожного движения.
Ксеноновые лампы нельзя устанавливать в обычные фары, потому что вместо рассеивания они нуждаются в концентрировании светового пучка, и в итоге неправильно установленные лампы не будут давать ни эффекта высветления дороги, ни видимости окружающих эффектов, вместо этого из фар будут бить ослепляющие лучи, доставляющие неудобства другим водителям.
Некоторые водители выбирают не только ксеноновые лампы для фар других типов, но и их неправильную температуру, что искажает цвета, к примеру дорожных знаков или разметки, а также превышает допустимую для человеческого глаза яркость, и скорее всего, встречные водители будут недовольны таким явлением.
Поэтому тех, кто устанавливает лампы кустарно, да еще и неизвестных производителей без сертификатов соответствия, будут наказывать.
И даже если оборудование установлено правильно, но к примеру нет автокорректора или омывателей фар, то наказание все равно будет применяться, поскольку это квалифицируется как неправильная эксплуатация ТС.
Можно ли законно установить
Ксеноновые фары можно установить вполне законно даже на автомобили, которые изначально не были предназначены для такого переоборудования.
Для этого необходимо обратиться в соответствующие органы, которые подтвердят возможность изменения автомобиля, проверят все документы о легальности технических средств и выпишут новые документы на машину, в которых будет фигурировать установка ксеноновых фар.

Про особенности сдачи экзаменов в ГИБДД по новым правилам в Москве, читайте здесь.
Но это потребует достаточно большого количества времени, на протяжении которого машиной нельзя будет пользоваться.
Ведь пока документы, подтверждающие изменения — не готовы, автомобиль с установленным ксеноном, даже лицензионным и подтвержденным — незаконен, поэтому прежде чем выезжать на дорогу, нужно получить ПТС с вписанными в нее изменениями и новую диагностическую карту.
Устройства в фарах
Прежде всего водитель должен обратиться в экспертную организацию, сотрудники которой оценят возможность переоборудования и выпишут разрешение на переоборудование.
Далее следует обратиться в ГИБДД, дабы там тоже обследовали автомобиль и вынесли окончательное решение о переоборудовании.
Далее необходимо обратиться либо в специализированный технический центр, где выполнят установку максимально правильно, используя лицензированное оборудование и выдадут документы, необходимые для окончательной регистрации.
Но выполнить переоборудование ксеноновыми световыми приборами можно и своими руками или на стороннем СТО, но необходимо также позаботиться о наличии всех документов, а также заполнить заявление-декларацию, в котором будет описываться каждая стадия работы.
В процессе монтажа желательно делать фото, на которых будет видно, какие детали устанавливались, и насколько правильно было произведено крепление.
Выполнив установку ксеноновых фар, следует со всеми документами снова обратиться к экспертам, которые произведут замеры параметров света на специальном приборе, проверят все документы и впоследствии подтвердят, что переоборудование было проведено по закону и машину вполне можно эксплуатировать.
Финальным этапом будет повторное обращение в ГИБДД, где на основании всех документов оформят новый ПТС и выдадут диагностическую карту, в которых будет указано о проведенных работах и допуске автомобиля к эксплуатации.
Противотуманках
Процесс работы по установке ксенона в противотуманные фары не будет отличаться от основных фар, поскольку также нужна установка предназначенных для этого фар и лампочек в них.
А поскольку это также считается переоборудованием, то и документы нужно соответствующие, а испытания и подтверждение оборудования сертификатами также являются неотъемлемой частью установки ксенона в противотуманные фары.
Но есть отличие в том, что для птф требуются лампы меньшей мощности, чем для основных фар, ведь они обладают пробивной способностью и наиболее подходящим для этого пучком света.
Видео: как избежать лишения прав за ксенон
Административное правонарушение за нештатный газ
На дорогах любого города по всей России можно встретить автомобили, в фарах которых установлен ксенон, даже если сами приборы для этого не предназначены.
Это происходит из-за того, что сама процедура легальной установки ксеноновых фар может затянуться на месяц и больше, а потратить на все документы и экспертизы необходимо будет больше десяти тысяч рублей.
Поэтому многие автомобилисты предпочитают ездить с ксеноновыми лампами в обычных фарах, постоянно шлифуя их и регулируя, даже несмотря на то, что это является нарушением.
Такое нарушение квалифицируется по Административному кодексу о правонарушениях, это описано в части 3 статьи 12.5.
Там сказано, что за нарушение полагается наказание, поскольку машина не соответствует требования Основных положения по допуску транспортного средства к эксплуатации.
Судебная практика, которая рассматривает подобные нарушения, ведь за них предусмотрено лишение прав, изредка позволяет менять наказание в сторону смягчения, и только если у водителя нашлись веские доводы, а ситуация не была серьезной.
И водители часто спрашивают, когда наступила ответственность за ксенон, что делать, а нужно вернуть заводские настройки или попытаться узаконить уже сделанную работу.
Штрафы
В целом за вождение автомобиля с ксеноновыми фарами, которые были установлены в обход законной процедуры, штрафа не предусмотрено.
Но если водитель постарается в суде, он может переквалифицировать нарушение по части 1 статьи 12.5, которая предусматривает штраф в размере 500 рублей.
Но происходит это крайне редко и намного чаще применяется более серьезное наказание, которое предполагает запрет человеку управлять автомобилем.
Лишение прав
Чаще всего инспектор и суд решают отобрать у водителя права, поскольку он нарушил закон и создал опасность для других участников движения.
Так срок лишения составит от полугода до года, и получить его можно не только за ксенон, но и если на автомобиле установлены красные фары или световозвратные части того же цвета.
Это решение можно попробовать оспорить, но суд часто доверяет техническим экспертам полиции, и поэтому окончательным решением, скорее всего будет именно лишение права на управление автомобилем.
Есть ли исключение из правил
Но есть и ситуации, в которых ответственность за ксенон на автомобильных фарах не предусмотрена.
Такая ситуация складывается, когда для автомобиля ксеноновые фары изначально предусмотрены и об этом свидетельствует не только графа в ПТС, но и маркировка на самих осветительных элементах.
Только в таком случае наказания не может быть применено, а водителя должны отпустить.
Но если в комплекте с фарами нет омывателей или автокорректора, то нарушение все-таки будет зафиксировано и тогда человека скорее всего привлекут к ответственности за нарушения режима эксплуатации ТС.

Интересует вопрос, как пройти медосмотр на водительское удостоверение, читайте здесь.
Какой срок годности медицинской справки на водительское удостоверение, смотрите здесь.
Использование ксенона в России может вызвать проблемы с законом только тогда, когда лампочки установлены в не предназначенные для этого фары, либо же переоборудование было проведено не по закону.
Чаще всего наказание за это составляет от полугода до года лишения прав, но обследование нарушения должно производиться только в присутствии технического эксперта, поскольку обычный инспектор не имеет ни знаний, ни специальных технических средств для исследования фар.