Проверка тахометров в 2020 году осуществляется сотрудниками ГИБДД. По правилам они должные производить ее один раз в течение каждых двух лет.
Важные сведения
Дорогие читатели! Статья рассказывает о типовых способах решения юридических вопросов, но каждый случай индивидуален. Если вы хотите узнать, как решить именно Вашу проблему - обращайтесь к консультанту:
ЗАЯВКИ И ЗВОНКИ ПРИНИМАЮТСЯ КРУГЛОСУТОЧНО и БЕЗ ВЫХОДНЫХ ДНЕЙ.
Это быстро и БЕСПЛАТНО!
Проверка тахографа — это обязательная процедура для транспортных средств, на которых он установлен. Эта прерогатива возложена на сотрудников ГИБДД.
Процесс проверки включает целый ряд операций. В ее ходе инспектор определяет, в исправном ли состоянии находится прибор и смотрит выполненные с его помощью записи.
Основные понятия
Тахограф | Это бортовой аппарат автомобиля, предназначенный для определения ряда параметров его движения. Это устройство может быть цифровым и аналоговым, в настоящее время допускается установка на транспортное средство только цифровых моделей. При этом аналоговые устройства, оставшиеся со времен, когда их применение на автомобилях было еще допустимо, заменять не требуется. Тахографы обязательны к использованию лишь на грузовых авто весом свыше 3,5 тонн и на автобусах, имеющих восемь сидячих мест. Они должны быть всех машинах, принадлежащих к названным категориям и находящихся на трассе, если их водят сотрудники, нанятые в компанию по трудовому договору |
Тахографы СКЗИ | Аппараты отечественного производства, которые содержат блок криптозащиты, так и названный блок СКЗИ. В последнем сохраняется вся информация о движении ТС. Эти тахографы устанавливаются только на транспортных средствах, которые не покидают пределов страны, выезд их за рубеж исключен |
Тахографы ЕСТР | Аппараты, обладающие международным сертификатом соответствия. Данные устройства присутствуют на европейских ТС. На российский автомобиль такое устройство можно поставить в том случае, если оно совершает выезды за рубеж |
Для чего он необходим
Прибор тахограф нужен на транспортном средстве, чтобы сохранять основные параметры, которые характеризуют его движение.
С помощью такого устройства определяется, какой расстояние автомобиль или автобус прошел, какую скорость развил, и какое время провел в пути.
В итоге с применением данного прибора можно определить, каков был режим труда водителя в течение определенного промежутка.
В частности, устанавливается, сколько времени он трудился и какую его долю у него занял отдых. Таким образом, можно избежать нарушения прав водителя. Наряду с этой основной функцией прибор исполняет и целый ряд дополнительных.
В частности, с его помощью можно отследить, где в настоящее время находится водитель, поскольку данное устройство имеет встроенные модули ГЛОНАСС и GPS.
Кроме того, с его помощью можно установить более эффективный скоростной режим и достичь экономии топлива.
Наконец, оговаривается, что возможная ошибка при определении скорости у тахометра меньше, чем у спидометра.
Поэтому при его наличии на транспортном средстве данные с тахометра по скорости можно использовать в случае ДТП.
В такой ситуации прибор сможет доказать правоту водителя с большей достоверностью, нежели спидометр.
Какими нормативными актами регулируется
Законодательство регулируется:
- Трудовой кодекс Российской Федерации, в котором определено, что тахографы требуются на транспортные средства, которые обслуживают водители, работающие по найму согласно ТК;
- Федеральный закон №196-ФЗ «О безопасности дорожного движения»;
- приказ Министерства транспорта №36, принятый 13.02.2016, включая приложения №№ 3 и 5;
- Кодекс об административных правонарушениях (КоАП), где определена санкция за отсутствие тахографа или его нерабочее состояние.
Что нужно знать о данной процедуре
Проверка тахографа — это обязательная процедура, уклонение от нее недопустимо. При ее проведении водитель транспортного средства должен выполнять все законные распоряжения проверяющего лица.
Кто имеет право проверять тахографы на дороге
Тахографы на дороге в настоящее время имеют право проверять сотрудники ДПС. Данная процедура представляет прерогативу именно этой службы.
При этом, поскольку предполагается, что все водителям известно, имеет ли право сотрудник ГИБДД проверять тахограф (да, имеет), служащие этих ведомств ждут от них выполнения своих законных указаний.
На грузовом автомобиле
Тахограф на грузовом автомобиле требуется в том случае, если его масса превышает 3,5 тонн.
При этом оговаривается целый ряд исключений, существуют различные виды грузовиков, на которые не требуется устанавливать это устройство.
Следовательно, не происходит и проверки установленного на них тахографа. Если же данный аппарат на грузовом автомобиле необходим, его проверку выполняет гаишник.
В автобусе
Тахограф на автобусе равным образом проверяют инспекторы ГАИ. Определено, что данный прибор должен присутствовать на таком автобусе, который обладает восемью посадочными местами. При этом оговаривается, что, к примеру, на троллейбус аппарат не требуется.
Порядок действий в ходе контроля инспектором ГИБДД
Порядок действий в ходе контроля тахографа определяется тем, к какому типу устройств относится данный прибор.
Среди разновидностей устройств, встречающихся на дороге:
Отечественные тахографы | Оснащенные блоком СКЗИ |
Европейские тахографы | Оснащенные блоком ЕСТР цифрового типа |
Европейские тахографы | Оснащенные блоком ЕСТР аналогового типа |
Далее речь пойдет о процедуре их проверки. В частности, проверка устройства отечественного образца, которое оснащено блоком СКЗИ, выполняется следующим образом:
Водитель транспортного средства | К которому инспектор ГИБДД обратился с соответствующим запросом, обязан предоставить ему возможность проверить тахограф, предоставив доступ к этому устройству |
Первым шагом инспектор определяет | Правильно ли располагается аппарат. Необходимо, чтобы он располагался на расстоянии визуального доступа и при этом находился так, чтобы водитель мог его достать вытянутой рукой |
Далее инспектор устанавливает | Включен ли он в перечень моделей с блоками СКЗИ, монтаж которых на отечественных транспортных средствах допускается |
Затем сотрудник ГИБДД | Проверяет активацию аппарата и определяет, осуществлена ли аутентификация карты, установленной в устройстве с его блоком СКЗИ, также он может проверить тахограф по серийному номеру |
Следующим шагом проверяющий выясняет | Были ли допущены модификации тахографа, совершались ли по отношению к нему блокировки и устанавливает общую исправность прибора |
Далее устанавливается | Возможна ли несанкционированная коррекция регистрируемой информации |
Инспектор выполняет визуальное исследование компонентов тахографа и мест | В которых они располагаются |
Он отмечает | Присутствие калибровочной таблички с информацией об установившей прибор мастерской и самом транспортном средстве и наличие в надлежащих местах пломб |
Инспектор осуществляет проверку документов | Относящихся к тахографу, распечаток данных с устройства и выгрузок сведения из самого аппарата и карт управляющих транспортным средством водителей. В частности, он сопоставляет сведения, содержащиеся в распечатках и выгрузках |
Инспектор удостоверяется | Что дисплей устройства действует надлежащим образом |
Проверяющий производит ввод данных | О местонахождении транспортного средства вручную, чтобы удостовериться в точности ввода |
Наконец, он сверяет сведения о местоположении | Зафиксированные в устройстве, о текущем времени и дате, зафиксированные устройством с актуальной информацией, чтобы убедиться в их корректности |
При этом в настоящее время процедура проверки прописана в приказе, которым она регламентируется, непоследовательным образом, отчего различные требования могут противоречить друг другу.
В частности, инспектор ГИБДД не может просить водителя извлечь из тахографа его карту водителя. По факту подобное действие будет иметь результатом нарушение режима труда и отдыха.
Равным образом инспектор лишен права просить водителя предъявить ему калибровочный сертификат. В законодательстве не раскрыт вопрос об обязательности использования инспектором карты контроллера.

Фото: разновидности карточек тахографа
Этот пробел в настоящее время не позволяет ему по закону выгружать требуемые сведения из памяти прибора, если такая карта будет у него отсутствовать.
Инспектор не может делать оттиск штампа на распечатке. Водитель рекомендуется захватить копию прилагающегося к тахографу калибровочного сертификата.
Если у инспектора, производящего проверку, отсутствует карта контроллера, водитель вправе попросить у него сделать на распечатке надпись «Контроль выполнил ГИБДД фамилия имя отчество время и дата».

Почему тахограф не принимает карту водителя, читайте здесь.
Если режим труда и отдыха нарушен, то водителю имеет смысл делать распечатки, на которых указывать причину нарушений.
Если тахограф в течение какого-то периода не действует, следует записывать собственный режим работы на термоленте на ее обратной стороне.
Подобные распечатки с информацией, записанной вручную, требуется также сохранять в течение надлежащих 28 дней. Если инспектор начнет проверку тахографа, ему необходимо предоставить эту запись.
В настоящее время еще существуют транспортные средства с отечественными тахографами прежнего образца без блоков СКЗИ.
Их отсутствие допустимо для транспортных средств, эксплуатация которых началась еще до того, как данные устройства были признаны обязательными.
Так как для таких тахографов не установлен порядок проверки, это процедуру в их отношении стоит осуществлять по правилам, предусмотренным для тахографов, обладающими блоками СКЗИ.
Проверка цифрового тахографа с блоком европейского образца ЕСТР осуществляется по следующей схеме:
Водитель | Предоставляет инспектору доступ к устройству, вручает все требуемые распечатки |
Инспектор определяет | Присутствие карты водителя в разъеме тахографа и определяет, действующая она или нет |
Проверяющий устанавливает присутствие пломб тахографа | В надлежащих точках и калибровочной таблички |
Инспектор проверяет размерность шин прибора | — |
Он сопоставляет сведения самого тахографа | И содержащиеся в калибровочной табличке, а также на шинах устройства |
Проверяющий определяет | Имела ли право мастерская, выполнившая установку тахографа, производить эту процедуру, а также устанавливает, когда она была произведена |
Сотрудник ГИБДД выявляет | Вписывается ли время тахографа в показатель отклонения ±20 минут |
Проверяющий выясняет | Снабжен ли тахограф датчиком скорости и отвечает ли последний интернациональным стандартам |
Он выясняет в соответствии с показателями устройства | Соблюдает ли водитель надлежащий режим труда и отдыха |
Если тахограф не исправен | Необходимо произвести проверку выполненных водителем записей на обратной стороны ленты |
Несколько отлична процедура проверки сотрудником ГИБДД аналогового тахографа с блоком ЕСТР:
Первым шагом водитель | Обязан дать инспектору доступ к устройству с целью определить, законно ли оно установлено |
Водителю необходимо предоставить сотруднику ГИБДД | Диаграммные диски (шайбы) за предшествующие 15 рабочих дней водителя, а также диск, который находится в тахографе, включая СТС |
Инспектор | Должен проверить присутствие на тахографе таблички завода и то, является ли она действительной |
Проверяющий | Устанавливает присутствие на кузове транспортного средства калибровочной таблички |
Он проводит проверку размерности покрышек | — |
Сотрудник ГИБДД сопоставляет сведения тахографа | А также шин, СТС и калибровочной таблички |
Инспектор также удостоверяется | Что отклонение времени тахографа составляет ±10 минут |
Далее он определяет правильность заполнения шайб тахографа | И выполнение трудового режима и режима отдыха водителем транспортного средства |
Если тахограф неисправен | Инспектор знакомится с ручными записями на обороте шайб (диаграммных дисков) |
Видео: что проверяет инспектор при проверки тахографа
Ее периодичность
Проверка тахографа регулярным образом производится один раз в два года. Во время проверок инспектор осматривает прибор, определяет имеющиеся нарушения в использовании, проверяет режим труда и отдыха водителей.

Особенности тахографа КАСБИ ДТ-20, читайте здесь.
Что делать, если забыл пин-код карты водителя для тахографа, смотрите здесь.
Таким образом, проверка тахометров производится сотрудниками ГИБДД. Они выполняют ее в соответствии с процедурами, которые несколько разнятся, в зависимости от того, идет ли речь об отечественных аппаратах с блоком СКЗИ либо же импортных с блоками ЕСТР.
В любом случае водитель обязан предоставить проверяющему доступ к своему устройству. При этом если оно неисправно, он выполняет фиксацию деталей своего режима езды вручную. В таком случае он предъявляет инспектору ГИБДД эти записи.
Внимание!
- В связи с частыми изменениями в законодательстве информация порой устаревает быстрее, чем мы успеваем ее обновлять на сайте.
- Все случаи очень индивидуальны и зависят от множества факторов. Базовая информация не гарантирует решение именно Ваших проблем.
Поэтому для вас круглосуточно работают БЕСПЛАТНЫЕ эксперты-консультанты!
- Задайте вопрос через форму (внизу), либо через онлайн-чат
-
Позвоните на горячую линию:
ЗАЯВКИ И ЗВОНКИ ПРИНИМАЮТСЯ КРУГЛОСУТОЧНО и БЕЗ ВЫХОДНЫХ ДНЕЙ.