Все страны живут по правилам, установленным их законодательствами.Чтобы избежать разногласий при взаимодействии многие государства объединяются в союзы, в том числе экономические. Примером может служить Таможенный союз, в который входит Россия.
В силу вступил технический регламент, имеющий название «О безопасности колесных транспортных средств». Выполнение его требований является обязательным для всех государств, являющихся членами Таможенного союза.
Основные моменты
Дорогие читатели! Статья рассказывает о типовых способах решения юридических вопросов, но каждый случай индивидуален. Если вы хотите узнать, как решить именно Вашу проблему - обращайтесь к консультанту:
Безопасность– это состояние автотранспорта, которое характеризуется сочетанием параметров конструкции и характеристик технического состояния.
Она обеспечивает отсутствие или наименьший риск причинить вред здоровью и жизни людей.
Минимальной становится возможность нанести ущерб физическим лицам, государственному имуществу и окружающей среде.
В технический регламент Таможенного союза о безопасности колесных ТС регулярно вносятся изменения и дополнения, призванные уточнять и улучшать требования этого документа.
Что это такое
Требования безопасности, касающиеся транспортных средств на колесах, состоят из следующих пунктов:
Показатели | Описание |
Запрещено изготовление ТС из частей, побывавших в употреблении | исключением является транспорт, который изготавливается для личного потребления |
Запрещена установка на средства категорий М и N дополнительных конструкций | выступающих за линию бампера, изготовленных из стали или других прочных материалов. Это требование не распространено на конструкции штатной комплектации и на прошедшие оценивание соответствия. Допускаются также конструкции в виде металлических решеток весом не более 0,5 кг, которые защищают фары, табличку с госномером и элементы их крепежа |
При наличии в машинах кондиционеров или холодильного оборудования в их составе не должно быть озоноразрушающих веществ | а также материалов из перечня, утвержденного Комиссией ТС |
Необходимо оснащение навигацией |
следующих колесных средств транспортирования:
К ним также относятся транспортные машины, принадлежащие оперативным службам. Оснащение перечисленных видов транспортных средств производится на основании дополнения в редакции технического регламента Решением Совета ЕЭК № 6 |
На основание этого же решения автотранспорт категорий М и N, указанный в специальных перечнях | должен быть оснащен устройствами вызова экстренных оперативных служб |
Требования безопасности для стран союза защищают интересы каждой страны в отдельности и общего рынка.
Защита осуществляется от недоброкачественной продукции, приносящей вред пользователям и окружающей среде.
Требования безопасности составлены, учитывая мнения всех участников союза, и являются приоритетными для каждой страны.
Регламент устанавливает требования к средствам передвижения независимо от того, где они были изготовлены и срока эксплуатации.
На кого распространяется
В 2020 году регламент распространен на средства транспорта, имеющие следующую классификацию по категориям:
Показатели | Описание |
Категория L | к ней относятся мототранспортные средства — мопеды, скутеры, мотоциклы, мотоциклы с коляской, трициклы, квадроциклы |
Категория M | к ней относится автотранспорт, который обладает колесами в количестве не менее четырех. Цель использования – перевозка людей |
Подкатегория M1 | транспортные средства, обладающие сидениями для пассажиров в количестве не более 8. Места для водителей не учитывается. К таким средствам относятся легковые автомобили в различных исполнениях: седан, купе, универсал и другие |
Подкатегория M2 | для этой подкатегории количество сидений для пассажиров может превышать 8. Ограничение идет по допустимой массе. Она не должна превышать 5 тонн. К такому автотранспорту относятся автобусы, троллейбусы, маршрутные такси |
Подкатегория M3 | допустимая масса может превышать 5 тонн. Это могут быть большие автобусы |
Категория N | к ней относится автотранспорт типа грузовых автомобилей |
Подкатегория N1 | ограничение по массе – не более 3,5 тонны. Небольшая грузоподъемность. Примером может служить «Газель» |
Подкатегория N2 | допустимая масса находится от 3,5 до 12 тонн. К таким относятся автомобили типа ЗИЛ |
Подкатегория N3 | асса машин составляет больше 12 тонн. Это – самосвалы, тягочи, которые могут возить за собой прицепы |
Кроме машин квалификации подлежат и прицепы:
Показатели | Описание |
Категория O | к ней относятся прицепы или полуприцепы к машинам категорий L, M, N |
Подкатегория O1 | масса составляет менее 750 кг |
Подкатегория O2 | их масса находится в пределах от 0,75 до 3,5 тонны. Такие прицепы используются в качестве «домов на колесах», для перевозки небольших грузов |
Подкатегория O3 | к ним относятся прицепы от 3,5 до 10 тонн. Применяют их, прикрепляя к грузовым автомобилям |
Подкатегория O4 | масса таких больших прицепов составляет более 10 тонн |
Требования безопасности распространяются также на шасси указанных средств передвижения.
Нельзя путать категорию транспорта с категорией, вписанной в водительское удостоверение.
В водительские права вписываются категории транспорта, которыми имеет право управлять водитель.
Действие регламента не распространено на следующие виды транспорта:
Показатели | Описание |
С наибольшей скоростью | которую они способны развить, не превышающей 25 км/ч |
Назначение которых состоит исключительно для участия в соревнованиях | — |
Категорий L и M | со сроком использования более 30 лет |
Категорий М и N | не предназначающихся для эксплуатации с целью получения дохода — перевозки пассажиров и груза, со сроком использования более 50 лет |
С оригинальным двигателем, кузовом, рамы | — |
Прибывшие на таможенную территорию | на срок не более шести месяцев. как личное имущество добровольных переселенцев, а также беженцев |
Являющихся имуществом представительств | дипломатических и консульских |
Внедорожным средствам передвижения | предназначающимся для перевозки больших грузов |

Интересует вопрос, чем чреват угон автомобиля по статье 166 УК РФ несовершеннолетним, читайте здесь.
Технический регламент о безопасности колесных транспортных средств
Технический регламент– документ, устанавливающий требования, являющиеся обязательными для исполнения стран-членов союза.
В сфере автотранспорта, прицепов и шасси существуют правила, регламентирующие безопасность средств на колесах.
Регламент определяет необходимые требования безопасности, которые носят обязательный характер. В каждом регламенте имеются правила для определенного вида продукции.
Регламент для транспорта содержит требования к конструкции. Они зависят от категории ТС.
Сертификат соответствия удостоверяет соответствие той продукции, о которой идет речь в данном регламенте, определенным правилам.
Для получения сертификата соответствия проводятся специальные исследования.
Согласно назначению документ, который идентифицирует автотранспорт, содержит сведения о владельце машины, классе экологии, соответствие требованиям регламента.
О чем гласит
Требования, имеющиеся в нормативных актах –регламентах, определяют обязательные параметры и характеристики конкретных товаров.
Техрегламент, касающийся автотранспорта, содержит требования, обеспечивающие безопасность транспортных средств при выпуске и эксплуатации.
Также в техрегламент включены — прохождение оценки соответствия типам транспорта, требования к маркировке, защитительную оговорку.
В техрегламенте оговариваются применяемые термины, что является важным обстоятельством при общении представителей разных стран.
Приложение к техрегламенту включает перечисление объектов, касающихся технического регулирования, а также перечень вопросов, касающихся правил проверки.
Какие требования
Техрегламент и приложения к нему включают следующие требования:
- к видам выпускаемых транспортов;
- к единично выпускаемым машинам;
- ограничения по габаритам и категориям;
- к маркировке;
- к эксплуатируемому транспорту;
- к изменениям конструкции;
- к видам компонентов;
- к разделению на виды и модификации;
к перечню документов, которые заявитель должен предоставлять для оценки соответствия.
В содержание включаются рекомендации выбора форм подтверждения соответствия.
В техрегламенте, касающемся безопасности транспорта на колесах, установлены термины и понятия, единые для всех стран-участниц:
- Аварийное торможение. Оно касается ситуации, когда торможение прицепа является автоматическим, без воздействия водителя на тормоз.
- Автопоезд. Совокупность автомобиля с прицепом.
- Наличие антиблокировки в тормозной системе.
- Спутниковая навигация. Определяет местоположение транспорта в текущий момент. Благодаря ей можно узнать направление движения и скорость перемещения.
- База машины. Межцентровое расстояние между осями колес, применяемое при наибольшем весе транспорта.
- Базовое средство передвижения. Его компоненты используются для создания других машин.
- Безопасность автотранспорта. Параметры конструкции и техническое состояние. Гарантирует минимальный вред жизни, здоровью участников движения и природной среде.
- Блокирование колес. Отсутствие качки колес при движении по поверхности.
- Броневая защита. Преграды для защиты от поражающих веществ.
- Бронестойкость. Способность броневой защиты противостоять действию поражающих веществ.
- Брызговик. Компонент, защищающий от разбрызгивания. Устанавливается сзади колес. Назначение – ограда от воды и мелких предметов, например, камушек на дороге, которые захватывает шина машины.
- Вентиляция в кабине и салоне.
- Большегрузные внедорожники. Автотранспорт для перевозки больших и тяжелых грузов.
- Изменения, внесенные в конструкцию. Установка элементов, не входящих в штатную комплектацию. Они могут влиять на безопасность.
- Световые устройства. Устанавливаются для дополнительного освещения проезжей части. К ним также относится сигнализация.
- Меры по восстановлению соответствия требованиям техрегламента. Меры на производстве, которые принимают при выпуске изделий, не соответствующих требованиям техрегламента.
- Вредные примеси в воздухе, которые оказывают плохое воздействие на здоровье людей.
- Время, за которое срабатывает тормозная система.
- Дополнительная тормозная система. Предназначается для разгрузки основного тормоза.
- Выбросы в видевредных веществ, вырабатываемых автомобилем.
- Выдвижная ось. Может быть приподнята над опорной поверхностью.
- Выпуск в обращение. Разрешает выпуск и использование автотранспорта.
- Гибридный транспорт. Имеет не менее пары двигателей и бортовых систем.
- Кожух для защиты от грязи.Компонент защитной системы жесткой конструкции. Может быть выполнен вместе с кузовом.
- Двигатель внутреннего сгорания.
- Двигатель, имеющий систему принудительного зажигания.
- Дефект – несоответствие требованиям.
- Дизель.
- Единичное средство. Изготовлено в государстве-члене союза. Может быть произведено в случае серийного производства при внесении изменений или индивидуально.В их число входят машины, ранее выпускаемые по государственному заказу.
- Запасной тормоз. Предназначен для понижения скорости при неисправности основного.
- Зона, свободная от обледенения. Наружная поверхность стекол автомашины, являющаяся сухой или покрытой частично растаявшим инеем. Должна иметься возможность удаления остатков влаги с помощью стеклоочистителя. В это понятие не входят зоны с сухим налипшим инеем.
- Заводская маркировка. Она может быть расположена на самом транспорте и в документах на него.
- Изготовитель. Человек, изготовивший машину или шасси для реализации или самостоятельного пользования.
- Инновационный автотранспорт. Применение конструктивных решений, которые изменяют в лучшую сторону эксплуатацию.
- Источник света.
- Ось симметрии лампы накаливания.
- Категория транспорта. Присваивается колесному автотранспорту в зависимости от конструкции и назначения при использовании.
- Класс защиты. Определяет степень бронестойкости.
- Характеристика источника света.
- Коммерческие перевозки. Осуществление передвижения с целью получения дохода.
- Отдельные компоненты – части, из которых состоит конструкция.
- Наличие кондиционеров, охлаждающих воздух.
- Периодические испытания. Испытания, проходящие через срок, указанный в технических условиях.
- Маркировка контуров. Светоотражающие полосы для обозначения очертаний машины.
- Корректор фар. Служит для регулировки водителем со своего места наклона направления света фар в зависимости от видимости.
- Небольшая партия. Количество зависит от категории.
- Марка изделия. Обозначение на самом изделии и упаковке.
- Междугородные поездки. Перевозка людей автобусами на значительное расстояние.
- Модельный период, в течение которого изготовитель не изменяет конструкцию машины. Допускаются только незначительные изменения.
- Модификация. Вариант типа модели.
- Неокончательное изготовление. Средство, требующее доработки.
- Среднее положение руля. Положение, соответствующее движению вперед.
- Непросматриваемые зоны. Ограничение обзора, которое создается непрозрачными элементами конструкции.
- Несоответствие. Отклонение от требования.
- Обзорность. Возможность для водителя всестороннего осмотра, что обеспечивает безопасное движение.
- Обитаемое помещение. Кабина и салон.
- Знаки. Графические информационные изображения.
- Органы управления – руль, педали.
- Откидное сидение.
- Отопление. Повышение температуры.
- Подтекание. Появление ненужной жидкости.
- Подушка безопасности.
- Работоспособность.
- Прозрачная часть стекол.
- Тормозная система.
- Наибольший разрешаемый вес.
- Механизм руля и рулевой привод.
- Колеса самоустанавливающиеся.
- Шасси самоходное.
Единые термины способствуют безопасности при использовании транспортных средств во время дорожного движения.
Видео: технический регламент «О безопасности колесных транспортных средств»
Важные аспекты
Нельзя путать категорию транспортного средства согласно квалификации, указанной в техническом регламенте, с категориями транспорта, которыми имеет право управлять водитель после сдачи соответствующих экзаменов.
Эти категории отмечаются в его водительских правах.

Интересуетесь какая роль ГИБДД при ДТП, читайте здесь.
Хотите узнать, как заполнить европротокол при ДТП, смотрите тут.
Россия, входящая в Таможенный союз, обязана выполнять требования технического регламента о безопасности автотранспорта.
Внимание!
- В связи с частыми изменениями в законодательстве информация порой устаревает быстрее, чем мы успеваем ее обновлять на сайте.
- Все случаи очень индивидуальны и зависят от множества факторов. Базовая информация не гарантирует решение именно Ваших проблем.
Поэтому для вас круглосуточно работают БЕСПЛАТНЫЕ эксперты-консультанты!
- Задайте вопрос через форму (внизу), либо через онлайн-чат
-
Позвоните на горячую линию:
- Москва и Область -
- Санкт-Петербург и область -
- Регионы -
ЗАЯВКИ И ЗВОНКИ ПРИНИМАЮТСЯ КРУГЛОСУТОЧНО и БЕЗ ВЫХОДНЫХ ДНЕЙ.