Если страховая компания допустила неточность с коэффициентом бонус-малус, рациональным решением для водителя станет написать жалобу на страховую компанию по КБМ в РСА.
Дорогие читатели! Статья рассказывает о типовых способах решения юридических вопросов, но каждый случай индивидуален. Если вы хотите узнать, как решить именно Вашу проблему - обращайтесь к консультанту:
ЗАЯВКИ И ЗВОНКИ ПРИНИМАЮТСЯ КРУГЛОСУТОЧНО и БЕЗ ВЫХОДНЫХ ДНЕЙ.
Это быстро и БЕСПЛАТНО!
Российский союз страховщиков стоит на защите интересов автовладельцев, поэтому он задействует свое влияние, чтобы добиться пересмотра этого показателя.
Главные сведения
КБМ, который влияет на цену ОСАГО для водителя, в некоторых случаях может быть рассчитан неверно. Это оказывает довольно ощутимое влияние на стоимость полиса, водителю приходится переплачивать.
Если автомобилист полагает, что страховщик завысил его КБМ (что невыгодно, выгоден более низкий его показатель), то он может направить ему аргументированное обращение, и очень часто компания идет ему навстречу.
Если же она этого не делает, эффективным решением станет жалоба уже в РСА (Российский союз автостраховщиков).
Эта организация в подобных случаях защищает интересы автовладельцев. Она употребит свое влияние, чтобы вернуть или присвоить водителю тот показатель КБМ, который он считает справедливым.
Оформить жалобу несложно, требуется загрузить ее бланк на свой компьютер, описать ситуацию в полях, которых для этого предназначены, присоединить к нему ряд надлежащих документов и отослать на электронный адрес РСА.
Далее эта структура обо всем позаботится, если, разумеется, водитель и вправду имеет право на более выгодный КБА.
Основные понятия
Страховая компания — это самостоятельно действующее юридическое лицо, которое предоставляет услуги страхования, заключая соответствующие договоры и выполняя платежи по ним в надлежащих случаях
ОСАГО — это полис, обязательный для любого водителя и призванный застраховать его возможную ответственность перед третьими лицами, вытекающую из ДТП, которое произошло по его вине при котором был нанесен ущерб как другим автомобилям, так и вред здоровью пассажиров. ОСАГО никогда не дает права на выплаты в пользу самого лица, которое его оформило.
КБМ — коэффициент бонус-малус. Этот показатель представляет собой переменный множитель, на который умножают цену на полис ОСАГО для данного водителя.
Его назначение в том, чтобы дифференцировать стоимость его оформления в зависимости от стажа и истории водителя, так чтобы автомобилисты, для которых воспринимаемый риск аварии выше, платили больше, а те, для кого он ниже, платили меньше.
Так, новичок, только севший за руль, получит третий класс и коэффициент 1 и, умножив его на обычную цену полиса, ту же цену и заплатит.
Через год безаварийной езды он получит четвертый класс и сниженный коэффициент 95%. тем самым он заплатит 95% от цены полиса, то есть на 5% меньше.
Далее скидка в 5% идет каждый год, ее максимальная совокупная величина в 50% наступает на десятый года (при этом водитель достигнет тринадцатого класса), тем самым заплатить за полис водителю нужно будет лишь полцены. Далее он может только сохранять такую скидку.
В то же время в результате аварии по вине водителя он потеряет несколько классов, его КБМ увеличится и ему придется платить больше.
Классы ниже третьего — второй, первый и М присваиваются водителям, допустившим одну аварию за год при не слишком высоком классе или большее количество аварий.
Каждый из этих классов означает коэффициент более единицы, то есть цена становится выше взимаемой с новичка.
РСА — Российский союз автостраховщиков, организация, объединяющая страховые компании страны, она имеет некоммерческий характер.
Одна из существенных ее функций — ведение базы данных, в которые должна вноситься информация обо всех проданных в стране полисах ОСАГО, в том числе сведения о КБМ страхователя.
При наличии неясности относительно того, какой показатель коэффициента бонус-малус для данного автолюбителя, его проверка производится с использованием именно базы РСА.
На кого распространяется
Коэффициент бонус-малус распространяется на одного водителя. Каждый из них имеет собственный КБМ (в 2003–07 КБМ начислялся авто, но с тех пор положение стало именно таким).
Иногда автовладелец оформляет полис, в котором кроме него упоминается еще одно или несколько лиц, которым он предоставляет право водить автомобиль.
В этом случае в зачет берется КБМ водителя с самым низким классом, то есть того, которому нужно платить больше. Именно по нему рассчитывают цену ОСАГО.
Если у такого водителя коэффициент явно выше, чем у автовладельца, он может оформить отдельный полис ОСАГО на себя, что снизит затраты автовладельца.
Действующая нормативная база
К нормативной базе, имеющей отношение к данной теме, относятся:
- Федеральный Закон №40-ФЗ «Об ОСАГО»;
- Постановление Правительства «Правила ОСАГО для владельцев транспортных средств»;
- Постановление Правительства РФ «Об утверждении страховых тарифов по ОСАГО, их структуры и порядка применения».
Со своей стороны, РСА выпустило полезное Методическое пособие с целью обучения сотрудников страховых организаций правильному подходу к процессу. Однако пособие не имеет обязывающей силы.
Как подать жалобу на страховую компанию по КБМ в РСА
Подать жалобу в РСА можно, зайдя на портал этой организации. Там требуется скачать бланк и заполнить его, прикрепив сканы нужных документов. Далее бланк отправляют по электронной почте, также указанной на сайте.
В каком случае можно написать претензию
Претензию можно написать, если страховая компания сначала, с точки зрения водителя, неверно определила его КБМ, а далее при его обращении о пересмотре либо приняла не устраивающее его решение, либо вовсе отказалась регистрировать его обращение.
Такое происходит не очень часто, на практике в большинстве случае страховые организации идут навстречу клиентам, однако это все-таки не исключено.
В любом случае рекомендуется подавать жалобу в РСА уже после обращения к самому страховщику. Стоит иметь в виду, что РСА непосредственно не вносит исправления в базу, которую она ведет.
Решение такого рода принимает именно страховая компания, после чего РСА уже делает соответствующие правки.
Роль РСА в том, что она способна оказать воздействие на организацию, не желающую учитывать доводы страхователя.
Какие могут быть причины
Причины, по которым неверно определен коэффициент, бывают весьма разнообразными. Так, в базе водитель, разумеется, фигурирует под определенным именем, также в досье на него присутствуют реквизиты его водительских прав.
Чтобы далее он опознавался этой базой, необходимо, чтобы они точно совпадали с указанными в новом полисе.
Если же он поменял имя (самый частый случай — смена женщиной фамилии при замужестве), и в новом полисе указал новое имя, то ему будет присвоен КБМ единица как новичку, поскольку его с досье о нем система просто не свяжет.
То же случится, и если он приведет в полисе новый номер водительского удостоверения.
Другая причина — опечатка сотрудника РСА, заносящего сведения о водителе в базу. Если хотя бы один знак будет неточен, к примеру, спутаются буква «о» и ноль, то система также определит водителю единичный коэффициент.
Еще один вариант — это заключение договора ОСАГО в бумажной форме, когда агент не доносит документ до офиса. В таком случае, если он будет потерян, то данные из него в базу не попадут.
Такая проблема совершенно исключена при оформлении полиса на компьютере, поскольку тогда все сведения будут сразу зафиксированы на этом устройстве и впоследствии в обязательном порядке переданы в РСА.
Закрытие компании, в которой автомобилист заработал определенный класс, также может привести к тому, что его не учтут в новой организации.
Злой умысел — ситуация крайне нечастая, но теоретически возможная. Так, агент может нарочно указать сведения о страхователе с ошибкой.
Еще более криминальный случай — продажа полиса-фальшивки. В такой ситуации его приобретение не будет отражено в базе вовсе.
В то же время существуют причины снижения КБМ, которые являются обоснованными. Такие случаи имеют место, когда сам водитель допускает промах.
В частности это:
Пауза в оформлении страховки более года | Поскольку именно при интервале в страховании по ОСАГО более двенадцати месяцев класс водителя возвращается к третьему, а КБМ увеличивается до единицы |
Страховка была оформлена на период менее одного года | Общее условие гласит, что рост класса и соответствующее снижение коэффициента происходит, лишь когда водитель без аварии отъездил по страховке год |
Условия соглашения были изменены во время течения договора ОСАГО | В частности к такому результату приведет вписание в документ дополнительного водителя, которому владелец в середине страхового срока решит предоставить право водить его авто |
Особый случай — оформление нового договора ОСАГО, в котором указано, что эту машину может водить неопределенное число водителей, на усмотрение владельца.

Интересует вопрос, как восстановить коэффициент КБМ по базе РСА, читайте здесь.
В этом случае возможны два варианта:
Если страхуется езда на автомобиле | На котором владелец ездил прежде, то ему предоставляется такой же коэффициент, как в предыдущем году, он просто не вырастает |
Если водитель приобретает ОСАГО | На новое авто именно с таким условием, тогда любой накопленный у него коэффициент сгорает и страхование машины осуществляется по тарифу по умолчанию |
Видео: возврат КБМ
Правильность составления образца
Чтобы подать жалобу на страховую компанию по КБМ в РСА требуется зайти на портал Российского союза автостраховщиков.
Там можно найти и скачать электронную форму. В эту форму далее заносят все требуемые сведения в поля, которые составляют эту форму. При этом необходимо писать о произошедшем детально и правдиво.
Требуется описать ситуацию и привести свои доводы. Также необходимо прикрепить к форме ряд документов, которые нужны для данного обращения.
В частности это:
- копия паспорта;
- копия водительских прав с обеих сторон;
- копия полиса ОСАГО.
Если речь идет о некорректном изменении КБМ, для удостоверения этого факта можно прикрепить отсканированную справку из милиции, что в течение определенного периода заявитель не попадал в ДТП, либо справку от страховой компании в том, что в продолжение такого периода ей не приходилось выплачивать компенсации за аварию по его вине.
В какие другие организации еще можно обратиться с данным документом
Две другие организации, в которые допускается подавать обращения, когда страховая компания не собирается выполнять запрос водителя, это Роспотребнадзор и Центробанк.
В целом для них предусмотрена аналогичная процедура. Так, чтобы отправить жалобу в ЦБ, нужно заполнить электронную форму, закачать нужные документы и подтвердить ее отправление.
Это учреждение также окажет воздействие на организацию, при этом ЦБ будет извещать заявителя о том, как продвигается рассмотрение его дела.

Нужна ли доверенность на управление автомобилем в 2020 году, читайте здесь.
Как узнать скидку по ОСАГО по базе официального сайта РСА, смотрите здесь.
Итак, РСА — это организация, которая готова принять жалобу от водителя, если его не устраивает его КБМ. В такой ситуации ему нужно оформить заявление на бланке, подробно расписав положение.
После этого данная влиятельная структура поможет ему восстановить справедливость.
Важно, чтобы водитель и вправду имел основания для снижения КБМ (и соответствующего повышения скидки с цены полиса).
Внимание!
- В связи с частыми изменениями в законодательстве информация порой устаревает быстрее, чем мы успеваем ее обновлять на сайте.
- Все случаи очень индивидуальны и зависят от множества факторов. Базовая информация не гарантирует решение именно Ваших проблем.
Поэтому для вас круглосуточно работают БЕСПЛАТНЫЕ эксперты-консультанты!
- Задайте вопрос через форму (внизу), либо через онлайн-чат
-
Позвоните на горячую линию:
ЗАЯВКИ И ЗВОНКИ ПРИНИМАЮТСЯ КРУГЛОСУТОЧНО и БЕЗ ВЫХОДНЫХ ДНЕЙ.